Трамвай древнего города |
Главная страница
Новости
С места событий
История
Вагонный парк
По линиям города
Для пассажиров
Фотографии
О трамвае пишут
Гостевая книга
|
|||||||||||||||||||||
Михаил Кученев Вагон МТВ-82 … Это целая эпоха в отечественном трамваестроении, это классическая модель трамвайного вагона, работавшая по всему Союзу. В Коломну вагоны МТВ-82 поступали с 1955 года, они были новые, "с иголочки", прямо с завода. Последние МТВ (уже, конечно, не новые) город получил из Москвы в 1975 году. Классический вагон МТВ-82
из архива КТУ, 1960 Трудно представить, но классический облик вагона сложился некоторым образом случайно — кузова первых вагонов МТВ-82 были собраны на Тушинском машиностроительном заводе во второй половине 1940-х из заготовок для кузовов троллейбусов(!) МТБ-82. Это были так называемые "широколобые" вагоны — их передняя и задняя часть были полностью идентичны соответствующим троллейбусным… Как выяснилось, вагоны вследствие своих широких свесов выходили за габарит многих старых московских линий, и завод предпринял модернизацию — свесы стали уже, зато двери — шире, появилась одна дополнительная оконная секция, и вагон приобрел свой узнаваемый и по сей день облик. Модернизированному вагону присвоили обозначение МТВ-82А. Его производство вскоре (в 1949 г.) было передано на Рижский вагоностроительный завод, а буква в индексе также вскоре "потерялась", и вагоны стали называть, в том числе и в документации, просто МТВ-82.
Американские прототипы и "советский ампир"Конечно, эти казавшиеся тогда совершенными вагоны отличали не только мягкие сиденья. Дизайн вагона во многом повторял популярные в 1940-х мотивы дизайна американских автобусов GMS, однако речь о прямом заимствовании, думаю, вести нельзя — подобные стилистические черты были свойственны, например, и трамваям PCC того же периода… Сейчас можно воспринимать как некий курьез оценку, данную в СССР тому самому семейству GMS: "…муфты, кронштейны, петли, уголки, накладки, болты, гайки, защелки не получили никакой художественной прорисовки". Сознательный дизайнерский прием здесь воспринят как отсутствие приема! Впрочем, создатели вагона МТВ-82, пожалуй, пошли дальше создателей прототипов — трамвай получился весьма "ампирным", как и многое, создававшееся в нашей стране в те годы (здесь помещен чертеж данного вагона). Вид сзади
из коллекции Wolfgang Shreiner, 1979 Сверкающий и блестящийИтак, обтекаемый корпус, с большими, а кое-где — очень большими радиусами поверхностей, характерно утопленное сверху вовнутрь корпуса лобовое стекло, столь же узнаваемые ряды двухчастных окон, массивные на вид двери и массивные же бамперы, молдинги вдоль корпуса. И никель — роскошный никель почти везде! До борьбы с архитектурными излишествами было еще далеко — и на вагонах красовались никелированные передние и задние бамперы с совершенно функционально не оправданными, но весьма изящными клыками, никелированными были ободки фар и указателей поворотов, а на передней панели гордо блестела "тушинская эмблема" — совершенно ампирная деталь в виде буквы "T". Впрочем, это не был фирменный знак завода в Тушине, а именно откровенное украшение — на вагонах, произведенных в Риге, ставили такие же…
Что-что, а прорисовка деталей в МТВ была на высоте. Вся их блестяще-никелированная компания была создана чуть ли не на скульптурном уровне. Поднявшись в салон, пассажир видел никелированные молдинги благородно-выпуклого, с двумя продольными линиями-начечками профиля, идущие под окнами вдоль всего салона; такими же молдингами был отделан дверной проем кабины водителя; и снаружи вдоль вагона шли такие же блестящие линии! Они останутся и на РВЗ-6 и модификациях, вплоть до последних РВЗ-6М2… Конечно же, поручни тоже были никелированными — и массивные около дверей, и вертикальные — там же, и продольные, укрепленные под потолком на кронштейнах прихотливого рисунка…Правда, здесь не обошлось без маленькой ложки дегтя: поручни на потолке были расположены строго симметрично относительно продольной оси вагона, не нарушая строгий ритм продолговатых плафонов матового стекла, а сиденья слева по ходу были двойными, справа же — одинарными…Таким образом, здесь функциональность была принесена в жертву симметрии, возможно, бессознательно. Зато рамки спинок сидений были, конечно же, никелированными и с самыми удобными на памяти автора ручками для стоящих пассажиров. Задние окна, а также окна кабины водителя защищали соответственно по два и три мини-поручня, вставленные в почти игрушечные, но вполне прочные кронштейны. Конечно, и кронштейны со смешными шаровидными завершениями, и сами мини-поручни блестели никелем. Салон и его сюрпризыВнутренняя окраска стен и потолка вагона была, напротив, сдержанной — темно-коричневый до поясной линии, желтый — выше, включая потолок. Встречались и вагоны с зелеными стенками. Сиденья были темно-коричневые, и на этом темном фоне весьма эффектно блестели их поручни. В вагонах было специальное место для кондуктора, на возвышении. Его отделяла от задней двери специальная перегородка со стеклом. Замечу, что именно к этой перегородке крепился (конечно же, хромированный) стоп-кран с красной ручкой. Вот только самих кондукторов в МТВ я не застал, а застал установленные в передней и задней части салона кассы-автоматы: опустишь три копейки, дернешь ручку — билет и выпадет в специальный лоточек. Как видно, в отличие от тогдашней Москвы с кассами-копилками в общественном транспорте, в Коломне на сознательность пассажиров все же не очень рассчитывали…
Промышленный пейзажСтоит сказать отдельно о кабине водителя — вот там, в противовес всем иным красивостям вагона, царствовала голая целесообразность. Голая в буквальном смысле — трубки пневмомагистралей, кабели, тяги, обогреватели стекол, приводы стеклоочистителей… все без крышек и на виду. Вот слева огромный черный контроллер, с деревянными рейками на боку… Сразу вспоминаешь про непосредственную систему управления вагоном и поеживаешься от сознания, что весь силовой ток у водителя буквально "под боком". А прямо — тормозной кран, с вытертой ладонями водителей деревянной рукояткой, а еще правее — монументальный привод стояночного тормоза, напоминающий корабельный штурвал. Собственно приборного пульта — нет, приборы расположены на левой стойке, а сзади висит ящик автомата выключения питания с огромным рубильником. Совершенно индустриальный пейзаж, одним словом. Даже сиденье у водителя было чуть уже одинарного пассажирского, зато оно вращалось.
Половодье красокК сожалению, автору не удалось застать МТВ в фирменной наружной "ниспадающей" вишнево-кремовой окраске, а с завода они приходили скорее всего такими! Однако нельзя не вспомнить многообразие вариантов окраски МТВ 1970-х. Вагоны были красными с желтым верхом и юбкой, зелеными с желтым верхом и юбкой, синими с желтым верхом и юбкой… "Красный", конечно мог быть и почти оранжевым, и коричневым, а "желтый" — и бежевым, и почти белым. Двери были до пояса — основного (красного, зеленого) цвета, выше пояса — желтые. Впрочем, с появлением новых РВЗ-6М с полностью вишневыми дверями это поветрие распространилось и на МТВ, и двери стали красить по всей поверхности одним (основным) цветом.
(изображение 134) Трамвай должно быть видно! И… слышно!Экипировка МТВ включала подсвеченный номер маршрута в специальном окне, причем у стеклянной таблички с цифрой были вертикальные цветные поля — красные у "единички", зеленые у "двойки", синие у "тройки" и желтые у "четверки" — а больше маршрутов тогда и не было… Такая цветовая индикация, кстати, соответствовала московской схеме софитных огней. Классические же софитные стекла и подсвеченные названия конечных пунктов в Коломне на МТВ не применялись. Боковые маршрутные доски (сперва — желтые, позже — белые) вставлялись в проем окна рядом с задней дверью, сзади номер маршрута тоже указывали. Задние габаритные огни были расположены вверху кузова; рассеиватели были стеклянными и ярко-красными. А вот указатели поворота МТВ, с характерными стрелками, уже не могли бы эксплуатироваться сегодня — они не мигали, а горели постоянным светом. Роль передних габаритов успешно выполняли передние маршрутоуказатели и софитные огни (без цветных стекол) — так успешно, что фары водители в темноте включали лишь изредка.
Где ты, "двухдверный" комфорт?Хотелось бы, вспоминая МТВ, отметить весьма высокий уровень комфорта — сиденья были действительно мягкими, печки (на смешных белых фарфоровых изоляторах) стояли под каждым двойным сиденьем, а в середине салона, вдали от дверей, была "тихая заводь" для тех, кто ехал более-менее далеко. Конечно, я не имею в виду час "пик", а он во времена МТВ был явно выраженным — народ висел на бамперах и задней лесенке на крышу, задние двери в эти часы не закрывались (передние закрывались всегда)…
Они еще живы… Но не у насВпрочем, вернемся к МТВ. Последние линейные вагоны прошли по коломенским улицам в 1980 году. Еще раньше, чем МТВ, ушли с линий и РВЗ-6 первых выпусков — вагоны "со звездой". "Кладбище" списанных вагонов на задах депо сохранялось еще долго… Наступила эпоха РВЗ-6М и РВЗ-6М2.
Краткие технические характеристики вагонов МТВ-82Длина вагона (по кузову) — 13600
Запрещено использование материалов без предварительного согласования с авторами. |
||||||||||||||||||||||